Итоги 2019 года в российском сельском хозяйстве



627706, Тюменская область, Ишимский район,
Село Боровое, ул.Центральная,39.
Тел.:(34551) 4 -81-37, 4-81-17
E-mail:agrokolos@list.ru

Итоги 2019 года в российском сельском хозяйстве




После того как аграрный комплекс России завершил 2018 год падением производства, эксперты заговорили, что аграрный локомотив, разогнавшийся на рельсах импортозамещения и продэмбарго, начал терять тягу и встал на путь стагнации. Но в уходящем году к отрасли, похоже, пришло "второе дыхание".

Продолжающаяся мощная поддержка государства, благоприятная международная конъюнктура и, что совсем немаловажно, - комфортная во многих регионах погода сделали своё дело. Текущий год отрасль завершит в плюсе. В июне прозвучал первый осторожный прогноз - рост сельхозпроизводства составит 1-1,5%. А когда уборка урожая близилась к концу, Минсельхоз повысил оценку до 2%. За 11 месяцев 2019 года рост сельхозпроизводства составил 4,1%.

В 2019 году сельское хозяйство шестой год подряд получило урожай зерна, который превышает 100 млн тонн. Собрано 120,6 млн тонн против 113,3 млн тонн в 2018 году. Причём впервые за последние 12 лет выращена пшеница первого, высшего, класса. РФ сохраняет лидерство в экспорте. Нулевая экспортная пошлина на это зерно в 2019 году, в отличие от прошлых лет, была сразу продлена на два года, что подтверждает серьёзность намерений российских экспортёров в отношении мирового рынка зерна.

Экспортные горизонты постепенно становятся основой, на которой планируется в дальнейшем развивать отрасль. Ориентация на задачу - довести экспорт продукции АПК к 2024 г до $45 млрд - скорректировала многие ранее привычные пути развития, подчинила себе методы руководства отраслью. В частности, в 2019 году Минсельхоз начал заключать с компаниями так называемые соглашения о повышении конкурентоспособности. Они нацелены на увеличение производства востребованной за рубежом продукции и в связи с этим дают возможность сельхозпроизводителям получать льготные кредиты на краткосрочные и инвестиционные цели.

В уходящем году продолжился "блицкриг" по открытию зарубежных рынков для российской продукции. Значимыми событиями, в частности, стали новые соглашения о поставках сои, рапса и шрота в Китай, открытие рынка свинины Вьетнама, первые поставки сахара в Грецию и Турцию. На рынок зерна вышел ВТБ, который в течение года сколотил мощный зерновой и перевалочный актив с амбициями мирового трейдера.

По предварительным данным, выручка аграрной отрасли в 2019 году увеличится на 4% и достигнет 3 трлн руб., что сопоставимо с ее кредиторской задолженностью. Рентабельность отрасли с учетом субсидий составит 14,6%, без учета - 10%. Инвестиции в основной капитал вырастут на 10-15% и достигнут 520-540 млрд руб., чистая прибыль - 364 млрд руб.

ЗЕРНО ПОЛУЧИЛО СТРАТЕГИЮ

Стратегический документ, утверждённый правительством в августе, увязывает развитие производства зерна как с продовольственной безопасностью страны, так и с наращиванием экспорта. "У нас есть все возможности, чтобы продолжать наращивать поставки за рубеж, но, естественно, без ущерба для решения внутренних задач по обеспечению продовольственной безопасности", - говорил премьер Дмитрий Медведев после утверждения стратегии.

Минсельхоз заложил в документ три сценария развития зернового комплекса: оптимистический, базовый и пессимистический. В базовом предусмотрен рост производства зерна до 140 млн тонн к 2035 году, что позволит экспортировать 55,9 млн тонн зерновых. По оптимистичному сценарию урожай вырастет до 150,3 млн тонн, экспорт - до 63,6 млн тонн, по пессимистичному - 125,4 млн тонн к 2035 году и экспорт в объеме 39,7 млн тонн.

По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в 2019/2020 сельхозгоду составит до 45 млн тонн против 43,3 млн тонн в прошлом сельхозгоду.

Предполагается, что стимулирование зерновой отрасли позволит не только двигаться к намеченному к 2024 году экспортному горизонту (из $45 млрд общего экспорта $11,4 млрд должно прийтись на зерно), но и поможет развиваться смежным отраслям. К 2035 году потребление зерна в России составит 86,6 млн тонн, в том числе 52,3 млн тонн будет использовано на производство кормов и комбикормов, 15,2 млн тонн направлено на пищевые цели, 12 млн тонн - на семена, 5,6 млн тонн - на другие цели промышленной переработки зерна.

Потребность в инвестициях в наращивание производства зерна до 2035 года оценивается в 3,4 трлн руб. Основная часть расходов - 3,3 трлн руб. - предназначена на закупку тракторов и комбайнов, 81 млрд руб. - на ввод новых посевных площадей.

Кроме того, 709 млрд руб. потребуется на увеличение внутреннего потребления зерна, в том числе 150 млрд руб. - на создание мощностей по глубокой переработке зерна, 559 млрд руб. - на создание и модернизацию мощностей мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Инвестиции в развитие инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения оцениваются в 281 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. необходимо на строительство мощностей по хранению зерна и столько же - на возведение портовых и сухопутных перевалочных мощностей.

Между тем эксперты зернового рынка считают ориентиры по сбору зерна, установленные в стратегии, довольно-таки скромными - с учетом задачи поддержания лидерства на мировом рынке пшеницы. В частности, уже первые, даже самые предварительные оценки, говорят о том, что и в будущем году ситуация на зерновых полях будет развиваться позитивно, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Состояние посевов озимых, по его словам, блестящее, потери незначительные. Площадь под озимыми в 2019 году рекордная - 18,2 млн га. Правда, напомнил он, в России каждые десять лет случаются засухи, последняя была в 2010 году.

ЗЕРНОВОЙ "МЕРКУРИЙ"?

И буквально в конце года Минсельхоз озвучил еще одну инициативу по усилению государственного влияния на рынок зерна. Речь идет, по сути, о создании системы контроля, аналогичной действующей в животноводстве системе "Меркурий".

"Чтобы в полной мере обеспечить госконтроль за качеством зерна, Минсельхоз разработал поправки в закон "О зерне", закрепляющие создание полноценной системы прослеживаемости зерна на территории страны", - сообщило ведомство.

Предполагается, что система позволит отслеживать не только перемещения продукции, но и балансы любого хранителя и элеватора по входящей и исходящей продукции, а также балансы полученного сырья и изготовленных из него продуктов переработки. В системе предусмотрено оформление результатов лабораторных исследований зерна и карантинных сертификатов.

Законопроект предусматривает, что на каждом этапе производства и приема на хранение зерна и продуктов его переработки необходимо проводить обязательные лабораторные исследования, причем делать это должны аккредитованные испытательные лаборатории.

Необходимость нововведений объяснялась тем, что контроль качества и безопасности зерна в настоящее время в РФ полностью не регламентирован. А это, в том числе, может отразиться и на экспортных планах. В 2019 году, к примеру, у ряда покупателей российского зерна были претензии к его качеству. Причем Вьетнам, который за последние годы вошел в число крупных покупателей российской пшеницы, даже приостанавливал ее закупки из-за обнаружения семян сорных растений.
Как считают авторы законопроекта, оформление карантинных сертификатов при перемещении зерна и продуктов его переработки по территории РФ позволит обеспечить полную прослеживаемость зерна, которое поступает как на внутренний рынок, так и оформляется на экспорт, и не создаст существенной дополнительной нагрузки на бизнес.

Между тем Российский зерновой союз выступил против предлагаемых изменений и направил вице-премьеру Алексею Гордееву письмо с просьбой не поддерживать их. По мнению союза, поправки вводят избыточные и дублирующие требования к сельхозпроизводителям и участникам зернового рынка, а их принятие увеличит транзакционные издержки только сельхозпроизводителей на 25-30 млрд руб. ежегодно.

Зерновой союз напоминает, что в настоящее время практически у каждого крупного производителя, хранителя или переработчика зерна действуют полноценные лаборатории. "Навязывание лабораторных экспертиз будет носить дублирующий характер. По нашим оценкам, минимальная стоимость обязательной оценки лабораторного качества 1 тонны зерна будет обходиться в 50-70 руб. за т. При урожае в 70 млн т минимальная стоимость данной контрольно-надзорной функции для участников рынка составит 3,5-5 млрд руб.", - подсчитали в союзе.

Формирование системы прослеживаемости зерна приведет к необходимости создания даже на небольших предприятиях обособленных подразделений, которые будут заниматься регистрацией транзакций с зерном и продуктами его переработки. Это потребует дополнительных расходов в 20 млрд рублей в год, отмечают они.


В НОВЫЙ ГОД С НОВЫМИ ПРАВИЛАМИ

В новый 2020 год аграрный комплекс РФ вступает с новыми правилами господдержки.
Как сообщала "Интерфаксу" замминистра сельского хозяйства Елена Фастова, речь, прежде всего, о трансформации системы субсидирования. Три вида субсидий, которые действуют в настоящее время - субсидии на молоко, несвязанная (так называемая погектарная) поддержка и единая субсидия - будут объединены и разделены на две - компенсирующую и стимулирующую.

Компенсирующая субсидия предполагает предоставление бюджетных ассигнований на поддержание доходности сельхозпроизводителей, то есть она будет компенсировать выпадающие доходы и распределяться на 1 га площади, на 1 литр молока.

Стимулирующая, по словам Фастовой, будет поддерживать перспективные направления АПК в регионах. "То есть Минсельхоз называет приоритетные направления, которые в рамках госпрограммы мы видим на ближайшие три года. Регион в соответствии со своими климатическими условиями и возможностями выбирает те направления, которые он намерен более активно развивать, чем делал до этого", - поясняла она.

При этом министерство не планирует в ближайшие годы отказываться от компенсирующей субсидии. Но большая часть средств будет направляться на стимулирующую субсидию для того, чтобы у регионов была возможность наращивать производство, в том числе и для увеличения экспорта.

Постановление правительства о новом механизме господдержки отрасли было подписано 30 ноября. В числе приоритетов - производство овощей, плодово-ягодных культур, виноградарство, мясное скотоводство, выращивание масличных, прежде всего сои и рапса. На 2020 г на компенсирующую субсидию предусмотрено 34 млрд руб., на стимулирующую - 27 млрд руб.

Продолжат действовать и зарекомендовавшие ранее меры господдержки. В том числе и, как выразилась Фастова, любимое и очень востребованное аграриями льготное кредитование. В 2020 г на него заложено 90 млрд руб. против 60 млрд руб. в 2019 г.
В целом же господдержка АПК РФ в 2020 г. увеличится до 321 млрд руб. против 307 млрд руб. в 2019 г. По прогнозу Минсельхоза, экспорт продукции АПК в 2019 г. составит $24-25 млрд против $25,8 млрд в 2018 г. К 8 декабря он достиг $22,4 млрд.

Источник: "Интерфакс"